ещё
свернуть
Все статьи номера
№12 , 2016
Правовое регулирование

Проверки в организациях здравоохранения: виды, основания, сроки, права и обязанности сторон

(Окончание. Начало в № 11, 2016)

Ж. С. Табаева, юрист ТОО «Lirumax», г. Алматы

Сроки проведения проверок

В статье 148 Кодекса установлен срок проведения проверки с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач, он не должен превышать:

  • для субъектов микропредпринимательства – 5 рабочих дней;
  • для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также проверяемых субъектов, не являющихся субъектами частного предпринимательства, – 30 рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства установлены следующие сроки проведения проверок:

  • проверки в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения – до 15 рабочих дней и с продлением до 15 рабочих дней;
  • в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка – не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней.

При необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем органа контроля и надзора (либо лицом, его замещающим) на срок не более 30 рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, и случаев, предусмотренных статьей 148 Кодекса.

В случае продления сроков проверки государственный орган в обязательном порядке оформляет дополнительный Акт о продлении проверки с регистрацией в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.

Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца.


Уведомление проверяемого субъекта о приостановлении либо возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам.

При приостановлении или возобновлении проверки выносится Акт о приостановлении либо возобновлении проверки.

Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.


Повторное проведение проверки проверяемого субъекта, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в установленные в настоящей статье сроки, не допускается.

Особенности порядка и сроки проведения, продления и приостановления проверок, осуществляемых органами государственных доходов, определяются Налоговым кодексом РК.

Права и обязанности должностных лиц органов контроля и надзора

Статьей 151 Кодекса ограничены полномочия должностных лиц органа контроля и надзора, а именно при проведении проверки должностные лица органа контроля и надзора не вправе:

  • проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;
  • требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • проводить проверку проверяемого субъекта (объекта), в отношении которого ранее проводилась проверка его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 8), 9) и 10) пункта 3 статьи 144 Кодекса;
  • проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.

Должностные лица государственных органов при проведении контроля и надзора за проверяемыми субъектами имеют право (п. 1 ст. 154 Предпринимательского кодекса РК):

  • беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого объекта при предъявлении вышеуказанных документов;
  • получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;
  • привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и подведомственных организаций.

Должностные лица органов контроля и надзора при проведении контроля и надзора обязаны (п. 2 ст. 154 Предпринимательского кодекса РК):

  • соблюдать законодательство РК, права и законные интересы проверяемых субъектов;
  • проводить проверки на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным Предпринимательским кодексом и иными законами РК;
  • не препятствовать установленному режиму работы проверяемых субъектов в период проведения проверки;
  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами РК полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством РК;
  • не препятствовать проверяемому субъекту присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять проверяемому субъекту необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки при ее проведении;
  • вручить проверяемому субъекту Акт о результатах проведенной проверки в день ее окончания либо в порядке и сроки, установленные Законом РК «О Национальном Банке Республики Казахстан»;
  • обеспечить сохранность документов и сведений, полученных в результате проведения проверки.

Должностным лицам органов контроля и надзора, осуществляющим проверку, запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.

Права и обязанности проверяемых субъектов

Согласно статье 155 Кодекса проверяемые субъекты при осуществлении контроля и надзора вправе:

– не допускать к проверке должностных лиц органов контроля и надзора, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:

  • несоблюдения периодичности проведения проверок по особому порядку проведения проверок и выборочных проверок, указанных в нормативных правовых актах РК;
  • превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки сроков, не соответствующих срокам, установленным Предпринимательским кодексом;
  • назначения органом контроля и надзора проверки проверяемого субъекта (объекта), в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 8), 9) и 10) пункта 3 статьи 144 Кодекса;
  • назначения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса, если предшествующей проверкой не были выявлены нарушения;
  • отсутствия информации и документов, предусмотренных статьями 141, 143 и пунктом 1 статьи 146 Кодекса;
  • назначения проверки за период, выходящий за рамки промежутка времени, указанного в заявлении или сообщении о совершенных либо готовящихся уголовных правонарушениях, в иных обращениях о нарушениях прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства, если иное не предусмотрено Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
  • поручения проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий;
  • указания в одном акте о назначении проверки нескольких проверяемых субъектов, подвергаемых проверке, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 144 Кодекса;
  • продления сроков проверки свыше срока, установленного Предпринимательским кодексом;
  • грубых нарушений требований Кодекса в соответствии с пунктом 2 статьи 156;
  • не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте;
  • обжаловать Акт о назначении проверки, Акт о результатах проверки и действия (бездействие) должностных лиц государственных органов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Республики Казахстан;
  • не исполнять не основанные на законе запреты органов контроля и надзора или должностных лиц, ограничивающие деятельность проверяемых субъектов;
  • фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудиои видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;
  • привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав, а также осуществления третьими лицами действий, предусмотренных подпунктом 5) настоящего пункта.

Кроме прав у проверяемых субъектов при проведении органами контроля и надзора проверок в вышеуказанном кодексе предусмотрены их обязанности, такие как:

  • обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц органов контроля и надзора на территорию и в помещения проверяемого субъекта при соблюдении требований пункта 1 статьи 146 Кодекса;
  • с соблюдением требований по охране коммерческой, налоговой либо иной тайны представлять должностным лицам органов контроля и надзора документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к Акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;
  • сделать отметку о получении на втором экземпляре Акта о назначении проверки;
  • сделать отметку о получении на втором экземпляре Акта о результатах проведенной проверки в день ее окончания;
  • не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период осуществления проверки, если иное не предусмотрено Кодексом либо иными законами Республики Казахстан;
  • обеспечить безопасность лиц, прибывших для проведения проверки на объект, от вредных и опасных производственных факторов воздействия в соответствии с установленными для данного объекта нормативами;
  • в случае получения уведомления находиться на месте нахождения проверяемого объекта в назначенные сроки проверки.

Акт о результатах проверки

По результатам проверки должностным лицом органа контроля и надзора составляется Акт о результатах проверки в двух экземплярах.

В Акте о результатах проверки указываются:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование органа контроля и надзора;
  • дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка;
  • фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего проверку;
  • наименование или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяемого субъекта, должность представителя физического или юридического лица, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, место и период проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере;
  • наименование проверочного листа и пункты требований, по которым выявлены нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемого субъекта, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;
  • подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.

К Акту о результатах проверки прилагаются при их наличии акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

При наличии замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель проверяемого субъекта либо его представитель излагает замечания и (или) возражения в письменном виде.

Замечания либо возражения прилагаются к Акту о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка. Один экземпляр Акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у проверяемого субъекта, вручается руководителю юридического лица либо его представителю для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.


По выявленным в результате проверки нарушениям в случае необходимости дополнительных временных и (или) финансовых затрат проверяемый субъект вправе не позднее трех рабочих дней при отсутствии возражений предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем государственного органа, проводившего проверку, если иное не установлено законодательством РК.

Проверяемые субъекты имеют право вести книгу учета посещений и проверок, и должностные лица органов контроля и надзора обязаны в книге учета посещений и проверок проверяемых субъектов произвести запись о проводимых действиях с указанием фамилий, должностей и данных, изложенных в Акте.

Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещаются. Изъятие и выемка подлинных документов производятся в соответствии с нормами УПК РК, а также в случаях, предусмотренных Кодексом РК «Об административных правонарушениях».

В случае отсутствия нарушений требований, установленных законодательством РК, при проведении проверки в Акте о результатах проверки производится соответствующая запись.

Завершение сроков проверки

Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому субъекту Акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в Акте о назначении проверки.

Если в результате проведения проверки будет выявлен факт нарушений проверяемым субъектом требований, установленных законодательством РК, должностное лицо (лица) органа контроля и надзора в пределах полномочий, обязано принять предусмотренные законами РК меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности, установленной законами РК.

Если в отношении проверяемого субъекта были приняты меры запретительно-ограничительного характера в случаях и порядке, определяемых законами РК, то орган контроля и надзора должен уведомлять об этом прокурора.


Проверка признается недействительной, если проведенная органом контроля и надзора проверка была осуществлена с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных Предпринимательским кодексом.

К грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок относятся:

  • отсутствие оснований проведения проверки;
  • отсутствие Акта о назначении проверки;
  • несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  • нарушение требований статьи 151 Кодекса;
  • нарушение периодичности проведения проверок по особому порядку проведения проверок и выборочных проверок, указанных в нормативных правовых актах РК, утвержденных в соответствии со статьей 141 Кодекса;
  • непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки;
  • назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию;
  • проведение проверки без регистрации акта о назначении проверки в органах по правовой статистике и специальным учетам, когда такая регистрация обязательна;
  • нарушение сроков проведения проверок, предусмотренных статьей 148 вышеуказанного Кодекса.

Признание проверки недействительной является основанием для отмены вышестоящим государственным органом или судом Акта данной проверки.

Рассмотрение вышестоящим государственным органом заявления проверяемого субъекта об отмене Акта в связи с недействительностью проверки осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

Нарушение установленного срока рассмотрения такого заявления решается в пользу проверяемого субъекта.

АКТУАЛЬНО

Биртанов Е.: Качество медобразования – не на должном уровне
24–25 ноября 2016 г. в Астане прошла первая партнерская конференция, где совместно с «Назарбаев Университетом» Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее – МЗСР РК) прошло обсуждение рекомендаций стратегических партнеров по развитию медицинского образования, а также проектов пятилетних стратегий.
Речь идет о стратегическом партнерстве казахстанских медицинских вузов с ведущими мировыми университетами. Государственные университеты Казахстана с начала 2016 года выработали единые требования и задачи для партнеров, провели их отбор и заключили меморандумы о стратегическом академическом партнерстве.
По словам Вице-Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Елжана Биртанова, в этом году партнеры провели ряд обучающих семинаров, тренингов и выработали рекомендации, на основе которых казахстанскими вузами выработаны проекты 5-летних стратегических планов развития. И следующие 5 лет университеты будут реализовывать конкретные задачи и индикаторы эффективности, достижение которых продемонстрирует совершенствование качества медицинского образования в нашей стране.
Предпосылками к этому послужил анализ программ обучения в медицинских вузах и результаты промежуточного и итогового тестирования студентов и выпускников-медиков, которые показали, что качество медицинского образования находится не на должном уровне.
В связи с этим в качестве приоритетных направлений развития медицинского образования МЗСР РК определены:
– пересмотр программ обучения медработников с целью гармонизации с программами ведущих мировых университетов;
– повышение профессионализма и компетенции преподавателей;
– развитие университетских клиник и клинических баз;
– вовлечение преподавателей и студентов в научно-исследовательскую работу.
Источник: www.med.mcfr.kz