ещё
свернуть
Свежий номер

Новости

в системе медицины

13 қыркүйек

В Казахстане создадут инновационные центры катамнеза

Глава ведомства Елжан Биртанов, ознакомившись с работой отделения катамнеза и реабилитации, специализирующегося на лечении недоношенных и детей, рожденных с различными патологиями (далее – Центр), провел выездное совещание со специалистами медорганизации. В ходе встречи были рассмотрены основные аспекты и современные подходы в улучшении качества жизни детей, перенесших перинатальную патологию, посредством применения мирового опыта в целях снижения уровней инвалидности и младенческой смертности. По итогам совещания глава ведомства отметил важность развития катамнестической службы в Казахстане и поручил создать подобные центры во всех регионах страны. 

«Такие центры необходимо открывать при многопрофильных больницах, где работают подготовленные специалисты, которые впоследствии будут тесно взаимодействовать с врачами ПМСП и информационной системой Минздрава. В то же время должен быть протокол и стандарты, чтобы специалисты работали по ним. Наряду с этим следует подготовить соответствующие нормативные правовые акты и обеспечить центры квалифицированными медкадрами. Финансироваться отделения будут за счет государственного бюджета в рамках ГОБМП», – сообщил Биртанов.

Следует отметить, что создание Центра в Нур-Султане соответствует целям Оперативного плана мероприятий по снижению младенческой и детской смертности в Республике Казахстан, разработанному на 2019 – 2021 годы.

Помимо этого, глава ведомства сообщил, что в ближайшее время планируется открытие нового управления по социальной медицине при Министерстве здравоохранения, которое будет заниматься непосредственно вопросами оказания помощи в реабилитации.

Узнайте больше:

Когда проводят аттестацию главврача на профессиональную компетентность

Может ли организация не оплачивать больничные листы

Налог на пособие для оздоровления

12 қыркүйек

59 детей в Нур-Султане госпитализированы с менингитом

«В настоящее время в стационаре проходят лечение 59 пациентов с диагнозом менингит. В основном, это дети до 3 лет, дети 6–7 лет и подростки. Их состояние стабильное, ухудшений не наблюдается. Лечение проходит согласно установленному стандарту. Инкубационный период данного заболевания длится от 10 дней до месяца. Предполагаем, что дети подхватили вирусную инфекцию во время каникул, а впоследствии возникли осложнения в виде менингита», – рассказал главный врач ГКП на ПХВ «Многопрофильная городская детская больница №3» акимата города Нур-Султан Иран Шаметкенов.

Главврач также сообщил о детях, поступивших из столичного детского сада № 30.

«7 и 8 сентября к нам поступили два ребенка из детского сада № 30 с подозрением на менингит. Сейчас их состояние остается стабильным, ухудшений нет» – сообщил Шаметкенов.

Следует отметить, что в связи с угрозой распространения заболевания специалистами были произведены ограничительные мероприятия в группе детского сада, где был зарегистрирован менингит: введен запрет на прием новых детей, перевод детей в другую группу, а также участие в массовых мероприятиях.

Узнайте больше:

Когда проводят аттестацию главврача на профессиональную компетентность

Нужна ли дезинфекция вытяжной вентиляции в медорганизации

Может ли организация не оплачивать больничные листы

11 қыркүйек

Глава Управления общественного здоровья г. Алматы сложил полномочия

В Управлении общественного здоровья города Алматы отметили, что за время пребывания Каната Тосекбаева на посту руководителя городского здравоохранения с октября 2018 года велась активная работа по вовлечению общественности в процесс принятия решений по наиважнейшим вопросам современного здравоохранения. Кроме того, был внедрен ряд проектов, направленных на повышение конкурентоспособности медицинских предприятий.

Следует отметить, что с 2019 года Управление здравоохранения было преобразовано в Управление общественного здоровья с целью усиления работы в более узком, профилактическом направлении.

Узнайте больше:

Когда проводят аттестацию главврача на профессиональную компетентность

Надбавка к ставке

Кто должен писать акт о вводе в эксплуатацию медицинского оборудования

Вступило в силу постановление Правительства РК, действующее с 1 сентября по 31 декабря 2019 года

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 2019 года № 655 «О некоторых вопросах апробирования обязательного социального медицинского страхования в пилотном режиме и внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года № 2136 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» (далее – Постановление) утверждены прилагаемые для Карагандинской области:

  1. Перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи-1;
  2. Перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи-2.

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом, скорая медицинская помощь оказывается круглосуточно в порядке, установленном уполномоченным органом, и включает:

  • оказание медицинской помощи по экстренным показаниям;
  • доставку пациентов в медицинские организации по экстренным показаниям;
  • при необходимости транспортировку пациента (-ов), а также органов (части органов) и (или) тканей (части тканей) для последующей трансплантации.

Санитарная авиация включает:

  • предоставление экстренной медицинской помощи населению при невозможности оказания медицинской помощи из-за отсутствия медицинского оборудования и (или) специалистов соответствующей специальности и (или) квалификации в медицинской организации по месту нахождения пациента;
  • доставку квалифицированных специалистов к месту назначения либо транспортировку пациента (-ов), а также органов (части органов) и (или) тканей (части тканей) для последующей трансплантации в соответствующую медицинскую организацию воздушным транспортом.

Первичная медико-санитарная помощь (далее – ПМСП) включает:

  • профилактические прививки против инфекционных и паразитарных заболеваний согласно перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан, в соответствии с подпунктом 18) статьи 6 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс);
  • профилактические медицинские осмотры целевых групп населения, утвержденные уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 7 статьи 155 Кодекса (за исключением лиц, указанных в Законе Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании»), в том числе:
  • обучение детей санитарно-гигиеническим навыкам по уходу за зубами и слизистой оболочкой полости рта – один раз в год с профилактической целью;
  • профилактические осмотры полости рта детей в детских дошкольных образовательных организациях, учащихся средних общеобразовательных организаций, женщин, вставших на учет по беременности, – один раз в год с профилактической целью;
  • патронаж детей в возрасте до одного года;
  • наблюдение беременности и планирование семьи;
  • динамическое наблюдение больных с хроническими заболеваниями по перечню, утвержденному уполномоченным органом, в соответствии с подпунктом 127) пункта 1 статьи 7 Кодекса, в том числе:
  1. Обязательный минимум диагностических исследований (вне обострения);
  2. Обучение больных и членов их семей самоконтролю, само- и взаимопомощи в соответствии с программами управления хроническими заболеваниями;
  • медико-социальную помощь при социально значимых заболеваниях по перечню, утвержденному уполномоченным органом, в соответствии с подпунктом 92) пункта 1 статьи 7 Кодекса;
  • неотложную медицинскую помощь, в том числе обслуживание вызовов скорой медицинской помощи четвертой категории сложности в порядке, утвержденном уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 4-1 статьи 45 Кодекса;
  • прием, консультацию специалиста ПМСП, в том числе при острых или обострении хронических заболеваний, включая:
  1. Проведение медицинских манипуляций и процедур, оказываемых на уровне ПМСП в порядке, утвержденном уполномоченным органом;
  2. Выписку рецептов на лекарственные средства и медицинские изделия, в том числе отдельным категориям граждан с определенными заболеваниями (состояниями), обеспечение бесплатными или льготными лекарственными средствами и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 88 Кодекса;
  3. Обслуживание пациентов на дому специалистами ПМСП по показаниям, предусмотренным положением о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, утвержденным уполномоченным органом, в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 32 Кодекса;
  4. Оказание стационарозамещающей помощи, в том числе на дому, в соответствии с пунктом 7 настоящего перечня;
  5. Экспертизу временной нетрудоспособности, проводимую в порядке, утвержденном уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 2 статьи 59 Кодекса;
  • диагностические услуги, в том числе лабораторную диагностику по перечню, утвержденному уполномоченным органом;
  • консультирование пациентов по вопросам здорового образа жизни, репродуктивного здоровья и планирования семьи, в том числе обучение в профилактических кабинетах и школах здоровья организаций ПМСП.

Узнайте больше:

Когда проводят аттестацию главврача на профессиональную компетентность

Надбавка к ставке

Может ли организация не оплачивать больничные листы

10 қыркүйек

Утвержден список бесплатных лекарств в рамках ГОБМП на 2020 год

Согласно приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 августа 2019 года № ҚР ДСМ-117 «Об утверждении списка лекарственных средств, медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, закупаемых у Единого дистрибьютора на 2020 год» (далее – Приказ) список лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, закупаемых у единого дистрибьютора – это разрабатываемый и утверждаемый уполномоченным органом в области здравоохранения документ, в котором содержатся:

  • перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, закупаемых заказчиками у единого дистрибьютора, с указанием международного непатентованного наименования или состава лекарственных средств, а также технической характеристики и предельных цен, возможностью заключения долгосрочного договора поставки с отечественными товаропроизводителями;

  • перечень лекарственных средств с указанием международного непатентованного наименования для лекарственного обеспечения пациентов с индивидуальной непереносимостью и реализации принципа пациентоориентированности лекарственной помощи.

Приказ введен в действие со дня подписания и официально опубликован в ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 3 сентября 2019 года.

Узнайте больше:

Налог на пособие для оздоровления

Может ли организация не оплачивать больничные листы

Кто должен писать акт о вводе в эксплуатацию медицинского оборудования

9 қыркүйек

В Казахстане отменили вакцинацию против туберкулеза

Японцы направили запрос о возврате серии вакцин против туберкулеза в 34 страны по причине того, что во флаконе растворителя этого препарата было найдено инородное вещество – частица крышки изделия. Поэтому во всех поликлиниках страны вакцинация против туберкулеза (прививки БЦЖ) временно приостановлена. 

По сообщению Министерства здравоохранения Республики Казахстан, японский производитель серии вакцин обнаружил брак лишь в нескольких упаковках препарата, который не представляет угрозы жизни и здоровью человека. К тому же, сказать наверняка, поступила ли испорченная вакцина на территорию Казахстана, пока невозможно. 

В настоящее время специалисты по закупу медицинских препаратов ведут переговоры с другим поставщиком вакцины против туберкулеза из Индии. Вероятно, через пару месяцев процесс вакцинации в Казахстане возобновится.

Председатель Комитета контроля и качества безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан Людмила Бюрабекова отметила, что здоровью детей, уже получивших данную вакцину, ничего не угрожает. 

Узнайте больше:

Как обрабатывать рабочие поверхности в медорганизации

Как проводить дезинфекцию в стоматологии

Как правильно оформить совмещение должностей руководителем

6 қыркүйек

40 руководителей медорганизаций Алматы лишились должностей

В целях оптимизации руководящих должностей в сфере здравоохранения Республики Казахстан Управлением общественного здоровья города Алматы при участии проектного офиса «Алматы Адалдық Алаңы» был проведен мониторинг по выявлению дублирующих функций в медицинских организациях.

Как сообщили в пресс-службе алматинского филиала Агентства по противодействию коррупции, в результате проведенного мониторинга работы Предприятия скорой медицинской помощи и Специализированного автопредприятия скорой помощи было установлено исполнение дублирующих функций, что позволило объединить указанные службы в одну организацию. Данная мера позволила также значительно сократить нерациональное расходование бюджетных средств.

«Оптимизированы около сорока должностей заместителей директоров медицинских организаций, что позволяет говорить об экономии республиканского бюджета в размере 116 миллионов тенге», – проинформировали в Агентстве по противодействию коррупции.

Следует отметить, что в рамках мероприятий по оптимизации руководящих должностей в сфере здравоохранения в будущем планируется ротация руководителей медицинских организаций, которые занимают свои должности в течение пяти и более лет, а также приведение кабинетов главных врачей в соответствие с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан.

Узнайте больше:

Налог на пособие для оздоровления

Может ли организация не оплачивать больничные листы

Кто должен писать акт о вводе в эксплуатацию медицинского оборудования

5 қыркүйек

Изменились правила закупа услуг у субъектов здравоохранения в рамках ГОБМП и в системе ОСМС

С учетом изменений, внесенных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 августа 2019 года № ҚР ДСМ-112, Правила закупа услуг у субъектов здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и в системе обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС) изложены в следующей редакции.

«Закуп у субъектов здравоохранения услуг по оказанию медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС осуществляется фондом социального медицинского страхования (далее – фонд).

Закуп медицинских услуг в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС состоит из следующих этапов:

1) планирование объемов закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС;

2) выбор субъектов здравоохранения для оказания медицинских услуг в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС;

3) заключение договора закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС;

4) исполнение договора закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС.

Планирование объемов медицинских услуг при формировании Плана закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС осуществляется фондом.

Процесс планирования включает следующие этапы:

1) оценка прогнозной потребности населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС;

2) планирование объемов медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС;

3) определение объемов бюджетных средств в рамках ГОБМП и прогнозного объема затрат для оплаты медицинской помощи в системе ОСМС;

4) формирование плана закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.

Оценка прогнозной потребности населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС проводится фондом в соответствии с видами, формами медицинской помощи, видами медицинской деятельности, определенными перечнем гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, утверждаемым в соответствии со статьей 34 Кодекса о здоровье, и перечнем медицинской помощи в системе ОСМС, утверждаемым в соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее – Закон об ОСМС).

При оценке прогнозной потребности населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС учитываются:

1) численность, плотность, половозрастной состав населения, в том числе имеющего право на получение медицинской помощи в системе ОСМС;

2) данные общегосударственного статистического наблюдения и ведомственного статистического наблюдения в области здравоохранения;

3) целевые индикаторы, показатели результата и приоритеты развития здравоохранения, отраженные в документах Системы государственного планирования;

4) международный опыт;

5) результаты эпидемиологических исследований;

6) предложения уполномоченного органа и (или) управлений здравоохранения;

7) акты местных исполнительных органов по реорганизации сети объектов здравоохранения, а также разворачивания, сокращения, перепрофилирования коечного фонда;

8) региональные перспективные планы развития инфраструктуры здравоохранения;

9) фактическое потребление медицинских услуг в предыдущие годы.

При отсутствии данных в доступных информационных системах для оценки потребности населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, фонд направляет запросы в соответствующие органы, организации и субъекты здравоохранения.

Определение объемов бюджетных средств в рамках ГОБМП осуществляется уполномоченным органом. В рамках планируемых бюджетных средств на соответствующий финансовый год фондом формируется проект распределения бюджетных средств по видам, формам медицинской помощи, видам медицинской деятельности, входящим в ГОБМП.

Прогнозный объем затрат на медицинскую помощь в системе ОСМС определяется в пределах размера активов фонда, предназначенных для оплаты услуг субъектов здравоохранения в системе ОСМС, за минусом резерва фонда на покрытие непредвиденных расходов.

Определение прогнозного объема затрат, предназначенных для оплаты медицинской помощи в системе ОСМС, осуществляется по видам и формам ее предоставления в рамках прогнозного объема затрат на соответствующий финансовый год и с учетом:

1) демографического прогноза населения;

2) прогноза макроэкономических показателей;

3) информации о численности лиц, за которых осуществляется уплата взносов и отчислений в фонд согласно действующему законодательству Республики Казахстан.

Расчет объемов затрат на медицинские услуги производится по тарифам, утвержденным уполномоченным органом, согласно части второй пункта 2 статьи 23 Кодекса о здоровье, в том числе с учетом их планируемого пересмотра.

Фонд до 1 мая текущего года вносит проект по объему бюджетных средств в рамках ГОБМП и прогнозному объему затрат на медицинскую помощь в системе ОСМС в уполномоченный орган.

В случае несоответствия запланированных объемов медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС планируемым бюджетным средствам и прогнозным объемам затрат на соответствующий финансовый год распределение объемов проводится с учетом:

1) приоритетных направлений развития здравоохранения;

2) целевых показателей фонда;

3) оценки потребности населения в медицинской помощи;

4) предложений уполномоченного органа и управлений здравоохранения.

Формирование плана закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС осуществляется фондом по согласованию с уполномоченным органом на основании запланированных объемов медицинской помощи в пределах объема расходов бюджетных средств для оплаты медицинской помощи в рамках ГОБМП и прогнозного объема затрат на медицинскую помощь в системе ОСМС.

План закупа содержит следующие сведения:

  • вид, форма медицинской помощи, предусмотренные ГОБМП и перечнем медицинской помощи в системе ОСМС;
  • планируемое количество закупаемых услуг;
  • планируемый объем бюджетных средств в рамках ГОБМП и прогнозный объем затрат, предназначенных для оплаты медицинской помощи в системе ОСМС.

Фонд в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего планируемому периоду, направляет проект плана закупа на согласование уполномоченному органу.

Уполномоченный орган рассматривает проект плана закупа в течение десяти рабочих дней со дня его поступления и уведомляет фонд об итогах его рассмотрения.».

Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 августа 2019 года № ҚР ДСМ-112 «О внесении изменения в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 августа 2017 года № 591 «Об утверждении Правил закупа услуг у субъектов здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования»» введен в действие со дня его первого официального опубликования (27 августа 2019 года).

Узнайте больше:

Должностная инструкция медсестры

Нормы времени включения бактерицидных облучателей

Функции регистра прикрепленного населения (РПН)

4 қыркүйек

Утвержден новый Стандарт организации оказания первой помощи

Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 августа 2019 года № ҚР ДСМ-114 в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV«О здоровье народа и системе здравоохранения» утвержден новый Стандарт организации оказания первой помощи в Республике Казахстан (далее – Стандарт). 

Согласно Стандарту лицо, оказывающее первую помощь, проводит следующие мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

1) определяет угрожающие факторы для собственных жизни и здоровья;

2) определяет угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;

3) устраняет угрожающие факторы для жизни и здоровья;

4) прекращает действие повреждающих факторов на пострадавшего;

5) оценивает количество пострадавших;

6) перемещает пострадавшего.

Лицо, оказывающее первую помощь, проводит оценку состояния пострадавшего по следующим критериям:

1) определение наличия кровотечения, угрожающего жизни пострадавшего;

2) определение сознания;

3) определение дыхания.

Лицо, оказывающее первую помощь, вызывает бригаду скорой медицинской помощи по номеру 103 и по необходимости – другие службы экстренного реагирования по номеру 112 и передает следующие данные со слов пострадавшего:

1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), возраст и пол пострадавшего;

2) данные по состоянию пострадавшего и обстоятельства несчастного случая, травмы или заболевания;

3) адрес и телефон, а также ориентировочные данные по проезду к месту нахождения пострадавшего.

Порядок оказания первой помощи пострадавшему при различных видах экстренных состояний предоставляется по Алгоритму оказания первой помощи согласно приложению к Стандарту.

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 августа 2019 года № ҚР ДСМ-114 «Об утверждении Стандарта организации оказания первой помощи в Республике Казахстан» вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (29 августа 2019 года).

Узнайте больше:

Кто является ответственным лицом по составлению должностных инструкций

Нужна ли дезинфекция вытяжной вентиляции в медорганизации

Как проводить дезинфекцию в стоматологии

Касым-Жомарт Токаев: «Права на ошибку у нас нет!»

Министерством здравоохранения Республики Казахстан ранее было отмечено, что внедрение обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в стране призвано улучшить качество и доступность медицинских услуг населению. Данный вопрос недавно прокомментировал Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев.

«С 1 января 2020 года в Казахстане запускается система обязательного социального медицинского страхования. Хочу донести до каждого, что государство сохраняет гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. На его финансирование будет направлено более 2,8 трлн тенге в течение следующих трех лет», – сообщил Токаев.

«В рамках трехлетнего бюджета дополнительно будет направлено 2,3 трлн тенге на развитие системы здравоохранения. Правительству Республики Казахстан нужно предельно ответственно подойти к вопросу реализации социального медстрахования во избежание его очередной дискредитации. Права на ошибку у нас уже нет», – подчеркнул Токаев.

Узнайте больше:

Повышение квалификации работника в период отпуска

Может ли организация не оплачивать больничные листы

Нужна ли дезинфекция вытяжной вентиляции в медорганизации

3 қыркүйек

В Казахстане изменились правила оказания скорой медицинской помощи

Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 августа 2019 года № ҚР ДСМ-113 внесены изменения и дополнения в Правила оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан

В частности, пункты 19, 28, 38–42 изложены в следующей редакции:

«19. Транспортировка пациента при угрозе его жизни (острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность) осуществляется в приемное отделение ближайшей медицинской организации, оказывающей экстренную стационарную медицинскую помощь.»;

«28. Согласно медицинской сортировке, условно выделяют 3 группы пациентов:

  • первая группа (красная зона) – пациенты, состояние которых представляет непосредственную угрозу жизни или имеющие высокий риск ухудшения и требующие экстренной медицинской помощи;
  • вторая группа (желтая зона) – пациенты, состояние которых представляет потенциальную угрозу для здоровья или может прогрессировать с развитием ситуации, требующей экстренной медицинской помощи;
  • третья группа (зеленая зона) – пациенты, состояние которых не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья и не требует госпитализации.»;

 «38. В структуру областных и городских ССМП входят станция СМП, подстанции СМП, районные отделения СМП и отделения санитарной авиации.»;

«39. В составе ССМП областей, городов республиканского значения и столицы создаются Call-центры (колл-центры), которые обеспечиваются средствами оперативной связи со службами органов внутренних дел и гражданской защиты населения региона, подстанциями СМП, отделениями СМП при ПМСП, приемными отделениями медицинских организаций и информируют население по вопросам оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.»;

«40. ССМП областей, городов республиканского значения и столицы оборудуются автоматизированными системами управления по приему и обработке вызовов и системами, позволяющими вести мониторинг за санитарным автотранспортом посредством навигационных систем, а также системой компьютерной записи диалогов с абонентами и автоматическим определителем номера телефона, с которого поступает вызов. Хранение записей диалогов осуществляется не менее 2 лет.»;

«41. ССМП областей, городов республиканского значения и столицы обеспечиваются медицинскими изделиями и лекарственными средствами согласно приложению 4 к настоящим Правилам.»;

«42. В режиме чрезвычайной ситуации ССМП областей, городов республиканского значения и столицы:

1) действуют в рамках межведомственного и межсекторального взаимодействия согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 17 июня 2010 года № 608 «Об утверждении Правил предоставления, видов и объема медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, введении режима чрезвычайного положения», приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 3 марта 2015 года № 175 «Об утверждении Правил осуществления государственного учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10983) и Совместному приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 21 сентября 2016 года № 919, Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 сентября 2016 года № 819, Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 сентября 2016 года № 688 «Об утверждении Правил оперативного реагирования и оказания своевременной комплексной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14387);

2) направляют в зону чрезвычайной ситуации бригады СМП по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

3) проводят лечебно-эвакуационные мероприятия пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) экстренно предоставляют информацию о пострадавших при чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, происшествиях и случаях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также умерших от полученных травм в территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, местный орган государственного управления здравоохранения области, городов республиканского значения, столицы и Национальный координационный центр экстренной медицины.».

Кроме того, Правила оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан дополнены пунктами 43–51 следующего содержания:

«43. При чрезвычайном происшествии с числом пострадавших 3 и более человек бригада СМП, первой прибывшая на место чрезвычайной ситуации, в первую очередь осуществляет медицинскую сортировку.

По результатам медицинской сортировки (триаж) бригада СМП оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим с последующей транспортировкой в медицинские организации по показаниям.

44. Экстренная медицинская помощь оказывается специалистами, прошедшими обучение по международным признанным стандартам оказания скорой и неотложной помощи: 

  • «Базовая реанимация» – Basic Life Support (BLS);
  • «Расширенная сердечно - легочная реанимация» – Advanced Cardiac Life Support (ACLS); «Расширенная сердечно - легочная реанимация в педиатрии» – Pediatric Advanced Life Support (PALS);
  • «Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе при травмах» – Prehospital Trauma Life Support (PHTLS). 

В целях отработки практических навыков специалистами областных и городских станций скорой помощи по оказанию экстренной медицинской помощи на базе областных и городских ССМП организуются симуляционные кабинеты.

45. Для обеспечения доступности услуг скорой медицинской помощи сельскому населению по решению местных органов государственного управления здравоохранения области в труднодоступных населенных пунктах (отсутствие дорожных покрытий, горная местность), участках, отдаленных от доступа медицинской помощи, могут создаваться дополнительные подстанции (отделения) областных ССМП.

46. В целях обеспечения оперативной работы медицинского персонала, рационального использования санитарного автотранспорта и медицинского оборудования санитарный автотранспорт подразделяется на следующие классы:

класс А: санитарный автотранспорт, предназначенный для проведения лечебных мероприятий и транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами в сопровождении медицинского персонала;

класс В: санитарный автотранспорт, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе;

класс С: санитарный автотранспорт (реанимобиль), предназначенный для проведения реанимационных мероприятий и интенсивной терапии силами специализированной бригады, а также транспортировки пациентов по линии санитарной авиации.

47. При отсутствии санитарного автотранспорта необходимого класса выезд бригады осуществляется на имеющемся свободном санитарном автотранспорте. Выездная бригада продолжает проведение лечебных мероприятий до приезда санитарного автотранспорта необходимого класса или обеспечивает транспортировку пациента в ближайшую медицинскую организацию, оказывающую стационарную помощь.

48. Использование санитарного автотранспорта в немедицинских целях не допускается. Первый руководитель ССМП обеспечивает соблюдение данного пункта.

49. Отделение санитарной авиации оказывает медицинские услуги на региональном и межрегиональном уровнях посредством санитарного автотранспорта.

Основаниями для использования санитарного транспорта отделения санитарной авиации являются:

  • доставка квалифицированных специалистов для оказания медицинской помощи (консультация и/или операция) в медицинскую организацию по месту нахождения пациента (-ов) из-за отсутствия медицинского оборудования и (или) квалифицированного специалиста (-ов), соответствующей специальности и (или) квалификации;
  • транспортировка пациента(-ов) из медицинской организации районного уровня в медицинскую организацию городского, областного, республиканского уровней для оказания специализированной высокотехнологичной медицинской помощи;
  • транспортировка пациента (-ов) и мобильной бригады санитарной авиации (МБСА) санитарным автотранспортом между аэропортом и медицинской организацией при выполнении оперативной заявки на воздушном судне;
  • доставка органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации в соответствующую медицинскую организацию.

50. Диспетчер отделения санитарной авиации принимает заявку на медицинскую услугу от медицинской организации, оказывающей стационарную помощь, и передает врачу – координатору отделения санитарной авиации.

51. Врач – координатор отделения санитарной авиации:

  • изучает поступившую заявку, медицинскую документацию пациента;
  • определяет объем медицинской услуги;
  • формирует состав МБСА в соответствии с профилем патологии пациента (-ов);
  • организовывает транспортировку (доставку) санитарным автотранспортом квалифицированных специалистов (МБСА), пациента(-ов), органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации, биоматериала.».

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 августа 2019 года № ҚР ДСМ-113 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 июля 2017 года № 450 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан»» вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (28 августа 2019 года). 

Узнайте больше:

Нужна ли дезинфекция вытяжной вентиляции в медорганизации

Кто является ответственным лицом по составлению должностных инструкций

Может ли организация не оплачивать больничные листы

Вопиющее избиение врачей в Алматы

По данным пресс-службы Департамента внутренних дел города Алматы, двое сотрудников городской клинической больницы №7 обратились с заявлениями в полицию. 

В СМИ ранее сообщалось, что родственники пациентов напали на медицинских работников в ответ на отказ впустить их в реанимационное отделение. В ходе нападения один из агрессоров использовал металлический костыль. В результате потасовки родственники пациентов все же ворвались в реанимационное отделение без бахил и одноразовых халатов. 

По сведениям Департамента полиции, в рамках разбирательства назначена судебно-медицинская экспертиза для установления степени тяжести полученных медиками телесных повреждений. На основании результатов экспертизы по данному факту будет принято окончательное решение.

«Такие случаи нередки в практике врачей. Поэтому медработников необходимо приравнять к полицейским и дать им неприкосновенность во время осуществления профессиональной деятельности. Белые халаты не защищают нас от нападений», – прокомментировал данное происшествие заместитель председателя правления Фонда социального медицинского страхования Эрик Байжунусов.

Узнайте больше:

Нужна ли дезинфекция вытяжной вентиляции в медорганизации

Кто должен писать акт о вводе в эксплуатацию медицинского оборудования

Может ли организация не оплачивать больничные листы